ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СЛУЧАЕВ СТОЛКНОВЕНИЯ САМОЛЕТА. С ДРУГИМИ САМОЛЕТАМИ. ПРАВИЛА ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ. САМОЛЕТОВ ПО ВЫСОТАМ ПОЛЕТА
Безопасность от столкновения с другими самолетами обеспечивается строгим выдерживанием заданных эшелонов, режимов полета и дистанций, а также контролем с земли с помощью радиолокационных станций.
Заданные эшелоны — это заданные барометрические высоты относительно изобарической поверхности 760 мм рт. ст.
При выполнении маршрутных полетов высоты эшелонов задаются в зависимости от направления полета. Установлены следующие эшелоны при выполнении полетов с ИПУ от 0 до 179° включительно: 900, 1500, 2100, 2700, 3300, 3900, 4500, 5100, 5700, 6600, 7800, 9000, 11 000, 13 000 м и т. д. через 2000 м; при выполнении полетов с ИПУ от 180 до 359° включительно: 600, 1200, 1800, 2400, 3000, 3600, 4200, 4800, 5400, 6000, 7200, 8400, 10 000, 12 000, 14 000 м и т. д. через 2000 м.
Эшелоны устанавливаются исходя из общего направления наибольших участков маршрута, а не коротких его участков, которые могут выходить за указанные пределы истинных путевых углов.
Отсчет ИПУ производится от географического меридиана исходного (поворотного) пункта маршрута.
Каждый эшелон обозначается номером, равным числу сотен метров высоты данного эшелона. Например, эшелон 900 м имеет № 9, эшелон 1200 м — № 12, эшелон 12 000 м — № 120 и т. д.
Экипажу эшелон задается с учетом тактико-технических возможностей самолета, метеорологических условий, рельефа местности, оборудования самолета и обстановки на маршруте полета.
Приборная высота для полета нагаданном эше — л о не рассчитывается штурманом при подготовке к полету. В зависимости от того, какое давление будет в полете установлено на барометрическом высотомере, существуют два варианта расчета.
Первый вариант (основной): на высотомере устанавливается давление 760 мм рт. ст. Расчет приборной высоты Ящ,- 760 для полета на заданном эшелоне Нэш осуществляется по формуле
Япр. 760 = ЯЭШ — (АНИ + АН,). (9.1)
Пример. Определить приборную высоту для полета на эшелоне 8400 м, если на высотомере установлено давление 760 мм рт. ст., а его суммарная поправка равна —60 м.
Решение.
япр. 7в0 = Яэш — (ДЯИ + ДЯа) = 8400 + 60 = 8460 м.
Второй вариант (для скоростных самолетов с одним барометрическим высотомером при полетах с посадкой на аэродроме взлета): на высотомере устанавливается давление на уровне ВПП. Расчет приборной высоты Япр. аэр для полета на заданном эшелоне Яэш осуществляется по формуле
Япр. аэр — Я9Ш + (Раэр — 760) 11 — (АЯи + АН,). (9.2)
Пример. Определить’приборную высоту для полета’на эшелоне 8400 м, если на высотомере, установлено давление аэродрома, равное 745 мм рт. ст., а суммарная поправка высотомера равна —60 м.
Решение.
Яцр, аэр — Яэш + Яазр — 760) 11 — (ДЯ„ + ДЯа) =
= 8400 + (745 — 760) 11 + 60 = 8295 м.
Перед взлетом экипаж обязан установить стрелки барометрических высотомеров на «нуль» высоты (установкой величины атмо-
сферного давления на уровне ВПП аэродрома взлета против неподвижного индекса). Установка шкалы давлений, высотомера на отсчет «760» производится после набора высоты перехода #перех> равной высоте полета по кругу Якр. Высота перехода указывается в инструкции по производству полетов.
На многоместных самолетах установку деления «760» шкалы давлений против неподвижного индекса разрешается производить вначале на высотомере второго летчика (штурмана), а после вывода самолета на курс следования — на высотомере командира экипажа.
Изменение в полете заданного эшелона допускается лишь в особо необходимых случаях. Для этого экипаж запрашивает разрешение у руководителя полетав, указав причину необходимости смены эшелона и свое местонахождение.
В случаях, не терпящих отлагательства, командиру экипажа предоставляется право изменить эшелон самостоятельно с немедленным докладом об этом руководителю полетов.
При снижении и заходе на посадку перевод шкалы давления барометрического высотомера на величину фактического давления на уровне ВПП аэродрома посадки производится экипажем с получением команды руководителя полетов по достижении эшелона перехода (высоты нижнего эшелона зоны ожидании). Эшелон перехода рассчитывается руководителем полётов и сообщается на борт самолета. .
Высота нижнего эшелона зоны ожидания для каждого аэродрома устанавливается такой, при которой истинная высота над высшей точкой рельефа местности с учетом препятствий не менее 600 м и при которой обеспечивается превышение не менее 300 м над высотой полета по кругу.
Высота эшелона перехода (нижнего эшелона зоны ожидания) рассчитывается по формуле
Я760 ниж > Якр + 300 + (760 — Раэр) 11 — AHt, (9.3)
где Нкр — высота круга полетов над уровнем аэродрома, м;
Раэр—атмосферное давление на уровне аэродрома, мм рт. ст.
Полученное по этой формуле значение высоты увеличивается до высоты ближайшего высшего эшелона.
Пример. Определить высоту нижнего эшелона зоны ожидания, если #кр=* ‘=400 м,. Раэр = 745 мм рт. ст., f0=” —2°.
Решение. 1. Определяем исправленную высоту;
Яиспр = #кр + 300 + (760 — Раэр) 11 = 400 + 300 + (760 — 745) 11 = 865 м.
2, Определяем методическую температурную поправку высотомера;
Щ = -**МГ ЯиспР = :=ш~865 = ~49 м-
3, Определяем высоту нижнего эшелона зоны ожидания;
Я, до ниж > Яиспр — АН, = 865 .+ 49 = 914 м.
4, Увеличиваем полученное значение (914 м) до высоты ближайшего высшего эшелона (1200 м): Нш’Ыт = 1200 м.
Полет по правилам полетов по приборам на высоте самого нижнего эшелона (600 м) допускается в тех случаях, когда в полосе шириной 50 км (по 26 км вправо и влево от оси маршрута) с учетом рельефа местности, препятствий и атмосферного давления по маршруту истинная безопасная высота полета будет, не ниже 400 м.
Высота нижнего эшелона при полете по маршруту определяется по формуле
7776оНиж !>7/без + 7/р + Д^преп + (760 — Яприв. мин) И — АН’. (9.4)
Полученное по этой формуле значение высоты увеличивается до высоты ближайшего высшего эшелона, соответствующего заданному направлению полета.
Пример. Определить высоту нижнего эшелона полета над равнинной и холмистой местностью на участке маршрута с ИПУ=270°, если в полосе шириной 50 км (по 25 км вправо и влево от оси маршрута) Яр = 100 м, ДЯпреп =50 м, Рприв. мин — 750 мм рт. ст., ta — 0°.
Решение. 1. Определяем безопасную высоту полета:
Я6ез = 400 М.
2. Рассчитываем исправленную высоту:
ЯИспр — H(te3 + Нр + ДЯпреп + (760 РпрИВ мин) 11 =
= 400 + 100 + 50 + (760 — 750) 11 = 660 м.
3, Рассчитываем методическую температурную поправку высотомера:
4. Определяем высоту нижнего эшелона при полете по маршруту:
Нцо ниж ЯИСПр — ДЯ/ = 660 + 33 = 693 м.
5. Увеличиваем полученное значение (693 м) до высоты ближайшего высшего эшелона, соответствующего заданному направлению полета (1200 м): Ягео ни* = 1200 м.
Военные самолеты могут в соответствии с заданием осуществлять полеты на высотах ниже нижнего эшелона.
При полетах по маршруту ниже нижнего эшелона разница высот между высотой полетов самолетов и нижним эшелоном должна быть не менее 300 м. Если разница высот менее указанной, нижний эшелон не занимается.
Приборная высота для полета ниже нижнего эшелона рассчитывается штурманом при подготовке к полету. В зависимости от того, какое давление будет в полете установлено на барометрическом высотомере, существуют два варианта рас — чета.
Первый вариант (основной): на высотомере устанавливается минимальное атмосферное давление по маршруту (участку) полета, приведенное к уровню моря. Расчет приборной высоты Япр. прив для каждого участка маршрута осуществляется по формуле
Япр. прив = 77зад + Нр + АН „ре,, — АН’ — (ДЯИ + ДЯ.), (9.5)
где Язад —заданная истинная высота полета,
Пример. Определить приборную высоту для полета на истинной высоте 100 м, если на высотомере установлено минимальное атмосферное давление участка маршрута. Абсолютная высота наивысшей точки рельефа местности на участке маршрута (в пределах ширины полосы 25 км от оси маршрута) равна 200 м. Превышение препятствия над наивысшей точкой рельефа местности равно 60 м. Температура воздуха у земли равна —10°. Суммарная поправка барометрического высотомера, определенная по таблице суммарных поправок, равна +20 м. Решение. 1. Определяем исправленную высоту:
Я„спр = Яотн = Язад + Яр + ДЯпреп = 100 + 200 + 60 = 360 м.
2. Рассчитываем методическую температурную поправку высотомера:
15
300
3. Рассчитываем приборную высоту полета:
япр. прив = Яиспр — ДЯ, — (ДЯ„ + дяа) = 360 + 30 — 20 = 370 м.
Второй вариант (для скоростных самолетов с одним барометрическим высотомером): на высотомере устанавливается давление аэродрома вылета. Расчет приборной высоты Япр. аэр для каждого участка маршрута осуществляется по формуле
Примечания: 1. Величины Рпряв. asp- Лірив. мин — а также температура воздуха у земли и на высоте полета в точке минимального давления выдаются дежурным синоптиком. .
2. Величины Яр и ДЯпреп определяются с помощью полетной карты в пределах ширины полосы по 25 км от оси маршрута.
Пример. Определить приборную высоту для полета на истинной высоте 100 м, если на высотомере установлено давление аэродрома вылета, равное 745 мм рт. ст. Абсолютная высота аэродрома 55 м. Минимальное атмосферное давление на участке маршрута, приведенное к уровню моря и времени полета на этом участке 730 мм рт. ст. Остальные условия аналогичны условиям предыдущего примера.
Решение. 1. Определяем давление аэродрома, приведенное к уровню моря:
2. Определяем исправленную высоту:
Яйспр = Язад + (Яр — Яаар) + ДЯпреп + (Аїрив. аэр — Рприв. мин) И =
= 100 + (200 — 55) + 60 + (750 — 730) 11 = 525 м.
3. Рассчитываем методическую температурную поправку высотомера:
4. Рассчитываем приборную высоту полета:
Япр. аэр = Яиспр — ДЯ, — (ДЯИ + ДНо) = 525 + 44 — 20 = 549 м.
При полете на одном эшелоне в одном направлении безопасность от столкновения самолетов обеспечивается временными дистанциями.
Опасным сближением считается схождение самолетов на одной высоте на расстояние менее 10 км или в вертикальной плоскости
на интервал менее установленного правилами эшелонирования (за исключением сближений, предусмотренных заданием).
В районе аэродрома (в зоне ожидания) эшелонирование самолетов по высотам производится независимо от направления полетов через каждые 300 м с высоты 600 м до высоты 6000 м, с высоты 6000 м до высоты 9000 м — через каждые 600 м, а с высоты 9000 м — через каждые 1000 м.